История, восходящая к первым цивилизациям на Кавказе и крушению Римской империи… Культура, охватывающая десятки народов и сотни эпох… Природа, чарующая и увлекающая в глубину гор…

Поиск объектов, разбросанных по самым отдалённым уголкам Большого Сочи, позволит почувствовать город длиной в 145 километров.

Вы прикоснётесь к памятникам истории города, которые не входят в стандартный список достопримечательностей экскурсоводов; вы узнаете факты, с которыми обычно не знакомят туристов.

Узнайте все секреты города!

о маршруте

*Все объекты с платным входом являются музеями с организационно-правовой формой «Муниципальное бюджетное учреждение культуры» (МБУК), либо объектами Сочинского национального парка.
Стоимость посещения объектов*: 1350 рублей
Рядом с объектами маршрута: Агурские водопады, форелевое хозяйство, подземные питьевые источники, монастырь «Крестовая пустынь», подъёмники в горы на Красной Поляне, прогулочные горные тропы.
Расстояние между объектами: между Адлерским, Хостинским и Лазаревским районами города Сочи перемещение на общественном транспорте (от Адлерского до Лазаревского районов примерное время поездки – 2 часа).
Объектов для посещения: 6
Время прохождения: 2-3 дня
золотой значок
«Турист Сочи»
Уровень сложности: высокий

«Неизвестный Сочи»

Золотой маршрут

История, восходящая к первым цивилизациям на Кавказе и крушению Римской империи… Культура, охватывающая десятки народов и сотни эпох… Природа, чарующая и увлекающая в глубину гор…
Представленный порядок посещения объектов маршрута носит рекомендательный характер. Такой порядок обеспечивает минимальные затраты по времени. Вы можете посетить объекты в любой последовательности.

Но помните! Последовательность введения ответов на вопросы в кодовое поле должна соответствовать порядку объектов на странице маршрута.

Карта маршрута

Волконский дольмен (Волконское ущелье)
Усадьба И.А. Кошмана (музей чая)
Развалины храма в Лоо
Поляна Высоцкого
Ахштырский храм
Ахштырская пещера
Дом-музей А.Х. Таммсааре
Чтобы получить код, отвечай на вопросы по ходу маршрута

туристический знак отличия

Читать полностью

Подробнее о том, как получить

4 шаг
3 шаг
2 шаг
1 шаг
значок «Турист Сочи»
Заполни необходимые данные и ожидай заветную награду. Мы отправим значок Почтой России или отдадим лично в г. Сочи.
Введи код вот здесь
Из получившихся ответов составь код. Последовательность, в которой расположены ответы в коде, соответствует нумерации объектов маршрута на этой странице. То есть первым в код вписывай ответ по объекту 1 (Двор музея истории города-курорта Сочи), вторым — по объекту 2 (Мемориальный комплекс «Подвиг во имя жизни») и т. п.
Из получившихся ответов составь код.
Чтобы получить код, отвечай на вопросы по ходу маршрута.

Из получившихся ответов составь код. Последовательность, в которой расположены ответы в коде, соответствует нумерации объектов маршрута на этой странице. То есть первым в код вписывай ответ по объекту 1 (Двор музея истории города-курорта Сочи), вторым — по объекту 2 (Мемориальный комплекс «Подвиг во имя жизни») и т. п.

на вопросы

Пришло время отвечать

Дом-музей А.Х.Таммсааре

Вопрос:
Напишите номер студенческого билета Антона Таммсааре
Объект № 1
время работы:
Ежедневно, кроме среды и субботы, с 10:00 до 17:30
Последний вторник месяца — санитарный день
Стоимость:
Полный билет – 200 руб.
Дети до 18 лет – 100 руб.
Адрес:
г. Сочи, ул. Эстонская, д. 35

В селе Эстосадок, где располагаются подъёмники в горы и откуда начинается множество экологических пешеходных троп, можно посетить дом эстонского писателя Антона Таммсааре, посвятившего повест «Оттенки» городу Сочи начала XX века

На одной из прогулочных троп располагается средневековая крепость Ачипсе

Рядом достопримечательность!
Музей располагается в селе Эстосадок, откуда в пешей доступности находятся подъемники в горы и начало прогулочных экотроп.
Одним из ближайших являются подъёмники, входящие в комплекс «Красная Поляна».
Посещение музея можно лаконично встроить в знакомство с различными локациями Красной Поляны и прогулкой в горах.
Подробнее с прогулочными маршрутами можно ознакомиться на карте.
(файл pdf, доступный для скачивания)

Подробнее на https://krasnayapolyanaresort.ru/

Развлечение!
Фрагмент экспозиции музея
Статус: памятник истории и культуры регионального значения.

Дом-музей Антона (Хансена) Таммсааре располагается в посёлке Эстосадок и рассказывает не только о жизни, творчестве эстонского писателя и его связи с городом Сочи, но и содержит целый ряд экспонатов, знакомящих с культурой и бытом народов, исконно живущих в этих местах.
Совместите посещение музея с прогулкой по Красной Поляне и созерцанием величественных гор.
об объекте
«Дом-музей А.Х. Таммсааре»
Вход в музей
Антон Хансен (Таммсааре)
АНТОН ТАММСААРЕ (1878−1940) — ЭСТОНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ В ЖАНРЕ КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА, АВТОР 9 РОМАНОВ, ДВУХ ПЬЕС И МНОЖЕСТВА НОВЕЛЛ. ИЗ-ЗА ВЫЯВЛЕННОГО ТУБЕРКУЛЁЗА ВЫНУЖДЕН БЫЛ УЕХАТЬ НА ЛЕЧЕНИЕ В ГОРОД СОЧИ, ГДЕ ПРОЖИВАЛ В ЭСТОСАДКЕ. ПОВЕСТЬ «ОТТЕНКИ» ОТРАЖАЕТ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ ОТ ПРЕБЫВАНИЯ В ГОРОДЕ
О музее
Жанр, в котором творил писатель, можно охарактеризовать как критический реализм. В самом начале своего творческого пути Антон Таммсааре уже проявил себя как аналитик и летописец эстонского общества, строя повествование своих историй вокруг простых людей: крестьян, землепашцев, арендаторов. Нередки сцены из повседневной жизни: ссора мужа и жены, родителей и детей, соседей. Рассказы Таммсааре по манере изложения близки к повествованию мудрых народных сказителей прошлого.
Самой известной работой Антона Таммсааре считается пенталогия (произведение, состоящее из 5 частей) «Правда и справедливость». В ней автор реализовал свои желания создать национальную эпопею о жизни эстонского народа, напоминающую «Войну и мир» Л. Н. Толстого. Антон Таммсааре говорил, что разные части пенталогии рассказывают о разных «сделках» человека. Первая часть рассказывала об отношении к земле, вторая — к Богу, третья — к государству и обществу, четвёртая — к самому или к самой себе, пятая — к покорности.
Особый интерес для нас вызывает его повесть «Оттенки», в которой автор воссоздаёт образ Сочи начала XX века: Верещагинские дачи, кипарисовую аллею и прибрежный бульвар, водопад на реке Раздольной. Главная героиня романа живёт в пансионате «Светлана», который и сейчас располагается в городе, правда, немного в ином облике.
Про что же писал Антон Таммсааре?
Антон Хансен (псевдоним — Таммсааре) родился в 1878 году в крестьянской семье, которая незадолго до этого приобрела землю на севере Эстонии, на хуторе Таммсааре-Пыхья (именно это название и легло в основу псевдонима писателя). Земля была приобретена в долг, выплата которого заняла несколько лет. Антон был четвёртым ребёнком в семье из двенадцати.
В юные годы будущий писатель мечтал стать профессиональным музыкантом и проявлял большую склонность к музыке. Однако в дальнейшем, учась в приходской школе под управлением поэта и переводчика Якоба Тамма, в окружении писателей, у Антона Хансена сформировался устойчивый интерес к литературному творчеству.
Окончив обучение в Нарвской гимназии, с 1903 года писатель работал в редакции таллинской газеты «Вестник». Газета отражала интересы рабочего класса эстонской нации. Антон Хансен негативно воспринял жёсткое подавление Первой русской революции 1905−1907 годов, что нашло отражение как в его газетных публикациях, так и в рассказах.
В 1911 году у писателя выявлен туберкулёз лёгких. Он отправился на лечение в город Сочи, где провёл два года: 1912 и 1913. В это время он переводит на эстонский язык романы Ф. М. Достоевского, пишет очерки об эстонских переселенцах на Кавказ, работает над философской повестью «Мальчик и бабочка».
В годы Первой Мировой войны публиковал антивоенные статьи, называя войну бессмысленной и бесчеловечной. Выступал ярым противником зарождающегося фашизма, рассматривая его как кризис и гибель демократии.
В 1919 году Антон Таммсааре в Таллине женится на Кэте-Амали Вельтман. Вскоре наступает высший период его творчества.
Умер писатель 1 марта 1940 года от сердечного приступа за своим письменным столом.
Экспозиция музея в доме призвана не только рассказать о жизни и творчестве писателя, но и познакомить посетителей с культурой коренных жителей этой земли.
Издание повести «Оттенки» (из экспонатов музея)

Из повести «Оттенки»:

«Однажды выдалось ясное бодрящее утро; ночным дождиком смыло пыль с гладкой каменистой дороги. Мы поехали вёрст за десять в поместье, где на горном склоне раскинулся прибрежный парк… В парке мы сидели перед семейством кактусов, что росли возле длинной, выходящей к морю аллеи. Вдоль неё красовались платаны, араукарии, рододендроны, серебристые ели и отливающие золотом можжевеловые кусты».

Скульптура во дворе музея
Во дворе музея можно прогуляться по дорожкам и посмотреть несколько выставленных достопримечательностей
Вход во двор музея за его ворота совершенно бесплатный.
Несколько слов о жизни эстонского писателя
Внимание! Вы выбираете только один из двух объектов из Ахштырской группы по вашему желанию. Для прохождения маршрута оба объекта посещать не нужно

Ахштырская группа
(Ахштырская пещера и Ахштырский храм)

Объект № 2

Ахштырская пещера

Вопрос:
Напишите номер культурного слоя, датируемый 300 тыс. лет до Н.Э.
время работы:
10:00 – 18:00
Стоимость:
Полный билет – 500 руб.
Дети с 5 до 14 лет – 250 руб.
Адрес:
г. Сочи, ул. Форелевая

Пещера, в которой десятки тысяч лет назад нашли себе прибежище неандертальцы, располагается на высоте 120 метров относительно реки Мзымта. Можно прикоснуться своими руками к древнейшей истории внутри пещеры и насладиться прекрасными видами снаружи.

В 600 метрах езды по автомобильной дороге располагается один из наиболее притягательных развлекательных объектов города: Скайпарк. На территории парка располагается самый длинный подвесной пешеходный мост в России, соединяющий два склона ущелья на высоте более 200 метров над землей.

Рядом развлечение!

Рядом со входом в Ахштырскую пещеру открываются прекрасные виды на горный ландшафт, на фоне которого можно сделать прекрасные фотографии.

фотолокация!

Красивый пейзаж

Место для фотографирования

Не так далеко от Ахштырской пещеры располагается ресторанный комплекс «Амшенский двор». Там можно отведать блюда традиционной кавказской кухни, посетить национальный этнографический музей и покормить настоящих павлинов. Заведение отражает самобытность и культуру кавказского региона.

Время работы уточняйте заранее!

Время обеда!

Напротив этого поворота и вывески

«Лесопарк «Юбилейный» представляет собой оборудованный скамейками, мусорными баками и туалетами парк для прогулок, в котором можно увидеть горные ущелья, отвесные скалы, богатую флору и фауну города Сочи.

Напротив поворота автомобилной дороги на Ахштырскую пещеру (напротив вывески у развилки) располагается вход в «Лесопарк «Юбилейный»

Рядом достопримечательность!
Статус: объект культурного наследия федерального значения
Возраст: ~300 тысяч лет
Открытие: 1903 год

В Адлерском районе выше по течению реки Мзымта в горах располагается Ахштырская пещера — пристанище древних людей. Её посещение можно совместить с прогулкой по лесопарку, поиском часовни-грота Иконы Божьей Матери Ахштырской, исследованием троп, ведущих через лес к форелевому хозяйству и, конечно, с фотосессией на фоне живописных гор.
об объекте
«Ахштырская пещера»
АХШТЫРСКАЯ ПЕЩЕРА РАСПОЛАГАЕТСЯ НА ВЫСОТЕ 120 МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ РЕКИ МЗЫМТА И ПРОСТИРАЕТСЯ ВГЛУБЬ СКАЛЫ НА 160 МЕТРОВ. ПЕРВЫЕ ЛЮДИ ПОСЕЛИЛИСЬ В ЭТОЙ ПЕЩЕРЕ 70 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД (НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ). ЗА ВСЕ ГОДЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ В ПЕЩЕРЕ БЫЛО НАЙДЕНО СВЫШЕ 6 000 КОСТЕЙ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что в пещере достаточно холодно и сыро в любое время года. Пол пещеры влажный. Для комфортного пребывания в пещере берите с собой верхнюю одежду. Если планируете прогулки по лесу, предпочтительнее всего обувать треккинговые кроссовки или треккинговые ботинки, соответствующие сезону. Соблюдайте базовые меры предосторожности!
Посещение грота совершенно бесплатно.
Рядом с пещерой можно найти каменные ступеньки, ведущие к лесной тропе. Сама тропа спускается вниз к форелевому хозяйству, путь до которого составит не более 30 минут.
Можно не спускаться до конца и пройти лишь небольшую часть пути, отыскав часовню-грот.
Часовня-грот Иконы Божьей Матери Ахштырской
Открыта пещера была достаточно поздно, только начале XXвека (1903 год) французским учёным Эдуардом Альфредом Мартелем, которого сопровождал житель местного села Гавриил Ревинко. Э-А. Мартель возглавлял Центральную комиссию Географического общества и совершил поездки по Черноморской России в научно-исследовательских целях. Поскольку его проводник не знал названия пещеры, учёный сам присвоил ей традиционное для этих мест имя «Ахштыркх».
Начиная с 1934 года начинается планомерное изучение древнейшей истории Западного Кавказа. В 1937—1938 гг. экспедицией под руководством С. Н. Замятнина, а в 1962—1963 гг. экспедицией под руководством Е. А. Векиловой были проведены археологические раскопки и обнаружены различные так называемые «культурные слои» — наслоения грунта на различной глубине, иллюстрирующие, что в разные промежутки времени в пещере вели деятельность люди.
Из археологических находок особенно можно отметить свыше 6 000 костей животных, остроконечные каменные орудия (ножи и скребки), наскальные рисунки зубров, козлов и птиц.
История открытия и археологические работы
Ашхтырская пещера получила своё название от близлежащего села Ахштырь (абхазское слово, которое, согласно одним версиям, переводится как «поляны на холмах», согласно другим — «место разлива молока»). Пещера образовалась путём длительного вымывания горных пород водой приблизительно 300 тысяч лет назад. Располагается пещера в горах выше уровня протекающей рядом реки Мзымта на 120 метров. Протяжённость пещеры составляет около 160 метров вглубь скалы.
Вначале пещеры располагается узкий и низкий 20-метровый коридор, идти по которому придётся пригнувшись. Коридор выводит в зал высотой около 10 метров и шириной примерно 8 метров, за которым следует примерно такой же по характеристикам второй зал. Далее идут резкий глинистый подъём и два узких хода, заканчивающихся тупиками.
Пещера небольшая, заблудиться в ней невозможно. А вот заглянуть в каждый закоулок и тёмную нишу — пожалуйста.
Что из себя представляет пещера?
2. Двигайтесь по главной тропинке, через некоторое время на развилке сверните налево. Часовня-грот находится с левой стороны от вас (если вы спускаетесь со стороны пещеры).
1. Спускаетесь по каменной лестнице на лесную тропинку.
5. Чтобы вернуться обратно, просто идите вверх. Вы непременно подниметесь к тем же каменными ступенькам, откуда начали спуск.
Несмотря на то, что от лестницы до грота всего 150 метров (5−7 минут пути), из-за густых зарослей и отсутствия явных указателей найти грот может оказаться не самой простой задачей. Кто-то ориентируется по протоптанным дорожкам, другие же полагаются на обоняние (чувствуют запах ладана).
Попробуем дать некоторые рекомендации.
Территория современного Сочи была заселена с давних времён. Множество археологических находок, обнаруженных в окрестностях города, свидетельствуют о том, что эти места были заселены сотни тысяч лет назад. Первые переселенцы из Малой Азии появились здесь около 350 тысяч лет назад.
Однако не только люди претендовали на роль хозяев пещеры.
Обнаруженные кости животных говорят о том, что дикие звери выбирали пещеры своим логовом на протяжении сотен тысяч лет (не вдаваясь в научные изыскания, отметим лишь, что происхождение костей как остатков от ужина древних людей археологами исключается по ряду причин). Более 95% обнаруженных костей принадлежат пещерному медведю. Медведи использовали пещеру как берлогу и здесь погибали те из них, которые не сумели накопить необходимого для зимнего сна жирового запаса. Смерть матери вела к гибели детенышей, зимовавших вместе с ней.
Древнейшие следы обитания людей в этой пещере относятся к так называемой эпохе среднего палеолита, а говоря проще, люди обнаружили пещеру примерно 70 тысяч лет до н.э. (для примерного понимания: в то время древние люди изготавливали примитивные орудия только из камня и не владели методами обработки железа, однако, например, уже давным-давно научились разводить костер и пользоваться огнём. Никаких государств в те времена ещё не существовало). С тех пор пещера периодически заселялась людьми.
Кто жил в этой пещере и когда?
Схема Ашхтырской пещеры
Каменные ступеньки, ведущие на лесную тропинку
Держитесь левой стороны и на развилке поверните налево
4. Дальше дорожка только одна. Она приведёт вас к гроту.
3. Если вы нашли узкую лестницу вниз, значит, вы идёте в верном направлении!
Лестница вниз – путь к гроту!
Часовня-грот

Ахштырский храм

Вопрос:
Напишите первую букву населённого пункта Абхазии, упомянутого на информационной табличке с обратной стороны (кроме Сухума (Сепастополиса))
время работы:
Круглосуточно
Стоимость:
Бесплатно
Адрес:
г. Сочи, с. Ахштырь
Развалины Ахштырского храма хранят в себе тысячелетнюю историю. Построенный византийцами, не единожды разрушаемый и восстанавливаемый, он воплощает силу духа и силу веры многих народов, живших и продолжающих жить в этих местах

На другой стороне реки Мзымта располагается один из наиболее притягательных развлекательных объектов города: Скайпарк. На территории парка располагается самый длинный подвесной пешеходный мост в России, соединяющий два склона ущелья на высоте более 200 метров над землей.

Рядом развлечение!

На другой стороне реки Мзымта находится Форелевое хозяйство, где можно посмотреть, как в искусственных условиях растет и размножается форель. На территории хозяйства возможны экскурсии, рыбалка, дегустация и покупка рыбы.

Рядом развлечение!
Не так далеко от Ахштырской пещеры располагается ресторанный комплекс «Амшенский двор». Там можно отведать блюда традиционной кавказской кухни, посетить национальный этнографический музей и покормить настоящих павлинов. Заведение отражает самобытность и культуру кавказского региона.

Время работы уточняйте заранее!

Время обеда!
Возраст: ~1 000 лет

В Адлерском районе на восточном берегу реки Мзымта расположились руины средневекового сооружения, именуемого Ахштырским храмом по названию близлежащего села. По остаткам стен и арок можно воссоздать в голове облик религиозного памятника архитектуры, а, прикоснувшись к камням, почувствовать эхо событий тысячелетней давности.
об объекте
«Ахштырский храм»
АХШТЫРСКИЙ ХРАМ ПОСТРОЕН ВИЗАНТИЙЦАМИ В X-XIII ВЕКЕ НА ОТВЕТВЛЕНИИ ВЕЛИКОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ. ПО НЕКОТОРЫМ СВЕДЕНИЯМ, ОСНОВОЙ ХРАМА ПОСЛУЖИЛИ ОСТАТКИ ЕЩЁ БОЛЕЕ ДРЕВНЕГО СТРОЕНИЯ. В 1913 ГОДУ ХРАМ ОСВЯТИЛИ В ЧЕСТЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, А В 1937 ГОДУ ОН БЫЛ ВЗОРВАН. СЕЙЧАС ЭТО МЕСТО ПОЧИТАЕТСЯ СРЕДИ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ И СЧИТАЕТСЯ СВЯЩЕННЫМ
Одна из сохранившихся стен храма, увитая плющом
Казалось бы, какое отношение имеет всем известный Великий шёлковый путь – дорога между Восточной Азией и Средиземноморьем, много веков использовавшаяся для транспортировки товаров, и город Сочи?

«Средневековая архитектура Кавказа обязана в первую очередь Великому шелковому пути»

Валентин Кузьмин «Великий Шёлковый путь на Кавказе»


Давайте посмотрим на карту Великого шёлкового пути.
Великий шёлковый путь и…причём здесь Сочи?
«Ахштырский», разумеется, гораздо более позднее название для храма, появившееся благодаря располагающемуся рядом селу Ашхтырь.
Точную дату или век постройки храма установить затруднительно, поэтому историки дают целый промежуток: где-то между X и XIII веком, как раз в то время, когда торговые караваны активно использовали ответвление шёлкового пути через Кавказские горы. По некоторым версиям, храм был основан на ещё более древних руинах, предназначение и датировку которых ещё предстоит установить.
Храм был построен в византийском стиле, собственно, византийцами.
Когда и кем был построен храм?
Черноморское побережье не единожды переходило из рук в руки от одного государства к другому в ходе кровопролитный войн и хитрых дипломатических переговоров. Храм много раз разрушался и восстанавливался, точную его историю проследить затруднительно.
Известно, что после окончания длительной Кавказской войны в 1865 году солдаты русской армии начали восстановление вновь обретённых земель, включая и этот храм.
В 1913 году храм был освящён в честь Святителя Николая Чудотворца. 
В 1937 году храм был взорван, а его территория использовалась под склады и выпас скота. 
В 1970-ые годы развалины получили охранный статус памятника археологии.
Дальнейшая судьба храма
Храм однонефный (то есть в нём одно продольное помещение), одноапсидный (один алтарный выступ), сложен плитами песчаника и известняка.
Стоит на возвышенности, с его подножия открывается панорама на долину реки Мзымты и окрестности. Сохранились фрагменты стен высотой более двух метров, над входом возвышается увитая плющом арка. Внутри установлен православный крест, а среди камней можно заметить иконы и огарки свечей — свидетельства продолжающейся духовной жизни.
Некоторые архитектурные особенности храма
Путь начинался где-то в Восточной Азии, проходил через древнюю китайскую столицу Чанъань (ныне город Сиань), Самарканд (столицу империи Тамерлана, а сейчас город Узбекистана), огибал Каспийское море с юга, заходил в центр Арабского халифата Багдад (современная столица Ирака) и выходил к Средиземному морю. Далее кораблями товар доставлялся в какой-либо европейский порт. На карте эта дорога обозначена жирным голубым цветом. Можно заметить, что жирная голубая линия периодически разветвляется: не было единого линейного пути и караваны могли изменять маршрут, выбирая из нескольких возможных городов для остановки. Однако вектор движения, направление было единым: из Китая мимо Самарканда южнее Каспийского моря к восточной части Средиземного моря. Такая траектория сформировалось около II века до н.э. и существовала около 7 веков.

Однако с течением времени к основной, «канонической» дороге стали добавляться ответвления, обозначенные на карте голубыми пунктирными линиями. Некоторые ответвления были существенным отклонением от первоначального маршрута: одни огибали Каспийское море с севера; другие, проходившие с юга, устремлялись не к Средиземному морю, а к Чёрному. Вот эти последние ответвления и вели торговые караваны через Кавказские горы.

Одной из причин появления караванного маршрута через Кавказские горы является появление и расцвет государства Алания в предгорьях Кавказа в IX—X вв.еке, славившегося своими бронзолитейными и ювелирными изделиями.
Археологи и историки до сих пор ведут споры о точных путях таких маршрутов через Кавказские горы. Но на уже выявленных путях караванов обнаружены многочисленные следы архитектурных сооружений, старинные монеты и другие находки, характерные не для кавказской, а для византийской культуры.

Поляна Высоцкого

Вопрос:
Сколько пальцев расположено на струнах грифа гитары?
Объект № 3
время работы:
9:00 – 20:00
Стоимость:
Полный билет: 250 руб.
Адрес:
г. Сочи, ул. Агурское ущелье

Поэт, бард, актёр Владимир Высоцкий нередко бывал в Сочи и очень любил этот город. Много весёлых, комичных и трагичных ситуаций связано у него с курортным городом. На этой поляне Высоцкий отдыхал в компании друзей и пел свои песни

Примерно в получасе ходьбы от Поляны Высоцкого (2,5 км.) по кавказскому лесу находятся Агурские водопады — одна из природных достопримечательностей, являющаяся визитной карточкой города.

Стоит ли проделывать этот путь зависит от времени года, погодных условий и вашей готовности к длительной пешей прогулке.

Рядом достопримечательность!
Если пройти немного дальше от Поляны Высоцкого, то можно выйти к ресторану национальной кавказской кухни «Кавказский аул».

Этот ресторан существует много десятилетий. Его посещал сам В.С. Высоцкий.

время обеда!
Год основания: 2003

Владимир Семёнович Высоцкий много раз приезжал в город Сочи. Это были и деловые визиты, и просто для отдыха. На территории «Сочинского национального парка» воздвигнут мемориальный комплекс «Поляна Высоцкого», где в тени вечнозеленых деревьев можно установлен памятник поэту и барду.
об объекте
«Поляна Высоцкого»
М. Высоцкий и М. Влади на горе Ахун летом 1969 года
ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ (1938−1980) — ИЗВЕСТНЫЙ СОВЕТСКИЙ ПОЭТ, БАРД, АКТЁР, СЦЕНАРИСТ. МНОГО РАЗ ОН БЫВАЛ В СОЧИ, ПИСАЛ, ЧТО ЗДЕСЬ «ГРЕХ СКУЧАТЬ». НА ПОЛЯНЕ, ГДЕ ЕМУ УСТАНОВЛЕН ПАМЯТНИК, ОН ПРОВЁЛ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ В КРУГУ ДРУЗЕЙ И ИСПОЛНЯЛ ПЕСНИ
В. Высоцкий, М. Влади и А. Гарагуля летом 1969 г. в Сочи
В. Высоцкий и М. Влади в Сочи летом 1969 г.
Также компания побывала на горе Ахун, откуда также осталась памятная фотография.

Говорят, что именно в эту поездку Владимир Высоцкий с компанией отправились на прогулку недалеко от горы Ахун и остановились на поляне, где несколько часов пели песни и разговаривали. Именно на этой поляне теперь установлен памятник поэту.
По другим версиям, это случилось в его другую поездку 1973 года. Фотографий, подтверждавших бы данное событие, не сохранилось.
В 1967 году Владимир Высоцкий знакомится с Мариной Влади, известной французской актрисой русского происхождения (в 1970 году они поженились). Одним из традиционных для них видов отдыха стали круизы по Чёрному морю. Начало этой традиции было положено в 1969 году, когда капитан теплохода «Грузия» Анатолий Гарагуля предложил им присоединиться к плаванию. Одним из пунктов остановки во время круиза был город Сочи.

В Сочи Владимир Высоцкий и Марина Влади поехали в санаторий Совета Министров СССР, где вместе с семьей отдыхал первый заместитель председателя Госкино В.Е. Баскаков (неизменный генеральный директор Московского международного кинофестиваля). Остались две памятные фотографии о встрече. После совместного обеда все поехали на теплоход «Грузия». Вечером Высоцкий пел под гитару для друзей и знакомых.

Круиз на теплоходе
После свадьбы Владимира Высоцкого и Марины Влади в январе 1971 года в Сочи должна была пройти вторая часть медового месяца молодожёнов, однако этого не случилось. Незадолго до вылета в Сочи поэт сильно запил и поругался с молодой женой. Составить компанию согласился друг Высоцкого Давид Карапетян. Жили они в сочинской гостинице «Интурист». Давид Карапетян впоследствии писал:

«В этом отеле мы провели пару тоскливых дней и столько же бессонных ночей. Ни о каком отдыхе речи уже не было… я в одночасье превратился… в невольного соучастника саморазрушения Володи»


В один из дней Владимир Высоцкий повёл своего друга в ресторан «Кавказский аул», в котором он уже бывал ранее с Мариной Влади. Давил Карапетян вспоминал:

«Володю там прекрасно помнили и принимали как самого желанного гостя… Не дожидаясь заказа, ликующие официанты тут же завалили наш стол всякой всячиной, кинулись готовить шашлыки… Наполнив до краев вместительный фужер, он, морщась, опорожнил его, даже не посмотрев в мою сторону, и сразу же поднялся из-за стола. Бросив, не считая, на стол охапку денег, направился мимо оцепеневших официантов к выходу. Теперь можно было возвращаться в Москву»


Ресторан «Кавказский аул» и сейчас принимает посетителей. Располагается немного дальше Поляны Высоцкого.

Последующий визит В. С. Высоцкого в Сочи и ресторан «Кавказский аул»
Нет смысла перечислять все визиты поэта в курортный город. Остановимся только ещё на одном.
В августе 1979 года Владимир Высоцкий прилетел в Сочи на отдых и остановился в гостинице «Актёр» (существует и сейчас). Валерий Янклович, друг и менеджер Высоцкого (организатор его концертов) позднее вспоминал, что поэт прилетел в Сочи в прекрасном настроении и расположении духа.
Сразу по прилёту Владимир Семёнович оставил чемодан в номере гостиницы и отправился на пришвартованный в порту теплоход, надеясь найти там знакомого капитана, но его на борту не оказалось. Тогда Высоцкий с друзьями пошли в ресторан, где сразу их окружила толпа народа. Проведя день в суете, под вечер они вернулись в гостиницу. Сосед по этажу, председатель Союза театральных деятелей Грузии говорит:
— Знаете, а к вам залезли воры…
-Как это?
— Очень просто — через балкон…

Украдены зонт, джинсы и куртка, в кармане которой лежал паспорт, ключи от московской квартиры и ключи от припаркованного в аэропорту «Мерседеса».
На следующий день Высоцкий утром обратился в милицию. Вернувшись в номер, поэт обнаружил…куртку со всем содержимым и письмо! В письме было следующее:

«Дорогой Владимир Семенович, прости, джинсы уже продали. Возвращаем куртку и документы!»


Воришки, увидев фамилию Высоцкого в паспорте, решили все вернуть в знак уважения. Только, видимо, заглянули в бумаги уже после того, как на местном рынке толкнули его джинсы.

Высоцкий…обворован!
В декабре 1965 году в Сочи шли съемки сатирической комедии «Последний жулик». Ещё мало кому известный в то время Высоцкий приезжает в Сочи для как автор песен для фильма. Композитор М. Таривердиев позднее вспоминал:

«Он провёл с нами всего два дня. Это было в разгар театрального сезона, то ли в октябре, то ли в ноябре, В Сочи я написал музыку на его стихи. Пел в фильме Коля Губенко»

В Сочи по работе
Первые знакомства В.С. Высоцкого с Сочи
(Фрагмент)
Штормит весь вечер, и пока
Заплаты пенные латают
Разорванные швы песка –
Я наблюдаю свысока,
Впервые Владимир Семёнович посетил Кубань в 15 лет, когда его семья почти целое лето гостила в станице Бескорбной Краснодарского края. Впервые курортный город будущий поэт увидел следующим летом, когда они отдыхали в районе Сочи. Этим летом 1954 года В.С. Высоцкий писал своему школьному другу следующие строки:

«Из Сочи приехал в Адлер, который находится от Хосты, где живет Толян, в 10 км, так что ты понимаешь, что скучать здесь не буду, тем более, что, когда приедет батя, в начале августа, поеду жить в Сочи, а там грех скучать… Сегодня был 3-х бальный шторм, и я купался, во-о-о я какой».


Следующую поездку в Сочи Владимир Высоцкий совершил уже девятнадцатилетним студентом со своими друзьями как в том время, когда в Москве проходил «Всемирный фестиваль молодёжи». Будущий поэт писал:

«Нас друзья уговаривали не ехать именно в эти числа, мол, когда еще подобное можно будет увидеть. Но мы на это отвечали, что, мол, в таком скопище людей, которое ожидается, все равно ничего толком не увидишь, что будут сплошная суета и столпотворение, а на юге зато в это время будет менее многолюдно и более спокойно»

«Последнее, действительно, оправдалось. Мы сняли в Хосте маленький отдельный домик недалеко от моря и провели незабываемый месяц»


В эту поездку Владимир Семёнович с друзьями повторил свой «подвиг» трёхлетней давности и вновь пошёл купаться в шторм, о чём потом вспоминал:

«Короче, «покачавшись», нанырявшись и прилично устав (вот уж действительно дорвались), решили, что на первый раз хватит. И тут началось… Мы еще не знали, что выбираться надо с малой волной, которая обычно идет вслед за двумя-тремя самыми большими волнами. Пару раз нас переворачивало и протаскивало по камням… Хорошо, что рядом были ребята, которые, поняв, что мы новички, подсказали, как надо вылезать на берег, и следующая наша попытка оказалась удачной»


События этого лета легли в основу стихотворения Высоцкого «Штормит весь вечер»:

Развалины храма в Лоо

Вопрос:
Сколько вертикальных опор поддерживают развалины храма?
Объект № 4
время работы:
круглосуточно
Стоимость:
бесплатно
Адрес:
г. Сочи, п. Лоо, ул. Таллинская, д. 103Е

Руины древнего храма до сих пор напоминают о событиях, происходивших здесь

Сад-музей принадлежит Субтропического научному центру Российской Академии наук. Здание Центра располагается в шаговой доступности.

Посетить Центр можно в рамках научно-популярного туризма по предварительной записи через туроператора «Ривьера-Сочи». Свободного доступа в Центр нет.

Однако можно осмотреть здание снаружи.

рядом достопримечательность!
Статус: объект культурного наследия федерального значения
Основание и строительство: X-XII век
об объекте
«Развалины храма в Лоо»
ХРАМ НА ТЕРРИТОРИИ ПОСЁЛКА ЛОО БЫЛ ПОСТРОЕН ПОД ВЛИЯНИЕМ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИМЕРНО ОДНУ ТЫСЯЧУ ЛЕТ НАЗАД. НЕОДНОКРАТНО РАЗРУШАЕМЫЙ И ВОССТАНАВЛИВАЕМЫЙ, СПУСТЯ МНОГО ВЕКОВ ОН БЫЛ ПЕРЕОБОРУДОВАН ПОД КРЕПОСТЬ. АРХЕОЛОГИ НАШЛИ ЗДЕСЬ НЕСКОЛЬКО ДРЕВНИХ ЗАХОРОНЕНИЙ XIII-XIV ВЕКОВ И ЦЕРКОВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ

Карта Римской Империи в начале II века нашей эры.

 Обратите внимание на кусочек восточного побережья Чёрного моря

Схематичный чертеж храма

Могущественной Римской Империи, которую одни помнят по походам Гая Юлия Цезаря, а другие по гладиаторским боям, в начале нашей эры (I-III века) принадлежала большая часть Европы (например, территории современных Португалии, Испании, Италии, Франции, Бельгии, Греции, Болгарии, Румынии), северное побережье Африки и восточное побережье Чёрного моря.
Византия…при чём здесь она?
Появление в посёлке Лоо этого храма, по мнению исследователей, следует отнести к XI—XII вв.еку, хотя закладка фундамента могла произойти ещё в X веке. Построен храм в византийских традициях, однако уже с элементами грузинской архитектуры (из-за падения влияния Византии на регион).
Однако зодчие, возводившие храм, не учли сейсмической неблагонадежности района, построив здание, вероятно, большей высоты, чем позволяли условия. В XIII веке храм был разрушен, причём скорее всего из-за землетрясения.
Когда был основан храм?
Храм был восстановлен уже в XIV веке. Это происходило на фоне продолжавшейся христианизации региона, вызванной уже внутренними процессами. Несколько столетий в кровопролитной борьбе сходились христиане-адыги и дагестанские «гази» (так называли мусульман, участвовавших в войнах с «неверными» — немусульманскими народами). Последние в конечном итоге потерпели поражение. Но это произошло гораздо позднее.
А в XIVвеке интенсивно обновляются старые церкви и строятся большие храмы зального типа. Видимо, в это время идет реставрация этого храма в посёлке Лоо. Отреставрированное и во многом отстроенное заново религиозное сооружение и сохранилось в развалинах сегодня.
Ещё спустя несколько веков здание вновь разрушается и перестает быть действующим храмом. Его переоборудуют под крепость. Об этом убедительно свидетельствуют находки каменных ядер, гильз, металлических предметов, датируемые XV—XVII вв.еком.
К этому времени своды храма обрушились, а окна храма частично закрываются кладкой, превращаясь в бойницы. Со стороны моря так же закрывали и дверные проемы (с запада и юга), оставляя вход лишь с севера. В это время за западной стеной храма сооружается сторожевая башня, фундамент которой был обнаружен раскопками экспедиции.
На картах Причерноморья XIX в. это сооружение обозначено как развалины крепости.
Дальнейшая судьба храма
Информация взята из научных работ Б. Б. Овчинниковой, в частности, «Об архитектурно-строительных особенностях храма в посёлке Лоо (г. Сочи)»
Общая длина храма составляет 21 м, ширина — 12,25 м, толщина стен — 1,1 м.
Это вытянутая в длину трехнефная (неф — вытянутое помещение, огражденное колоннами), трехапсидная (апсид — алтарный выступ) постройка. Внутреннее пространство храма разделено тремя парами столбов, квадратных в сечении. С запада и с юга к основному объекту примыкают небольшие притворы.
Лооский храм освещался через узкие (ширина — 0,4 м) оконные проемы с арочным завершением, выполненным из плит известняка и ракушечника. При раскопках обнаружены фрагменты зеленовато-голубого оконного стекла. Возможно, им были застеклены окна храма. Установлено византийское происхождение стекла и время его появления — не ранее Х-ХII вв.

Следует особо отметить своеобразную технику кладки стен храма. Она относится к панцирному типу: гладко тёсаная, тщательно сложенная кладка внешних плоскостей стены и известково-гравийное заполнение между ними. Подобная кладка характерна для провинциальных византийских храмов.
Краткое описание храма: каким он был?

Карта Восточной Римской Империи (Византии) в VI веке.

Обратите внимание на подконтрольную ей восточную часть черноморского побережья

Контролируя восточное побережье Чёрного моря, римляне построили там ряд крепостей и фортов (остатки некоторых из них обнаружены на территории Большого Сочи), создали систему военных дорог, основали порты (например, «Питиунт» - современная Пицунда в Абхазии). Разумеется, контактируя с местным населением, они привнесли в кавказскую культуру римские традиции и обычаи.
В 395 году происходит крупнейшее событие того времени – распад Римской империи на Восточную и Западную. Западная Римская империя не просуществовала самостоятельно и одного столетия, будучи разделённой между другими государствами. А вот Восточная Римская империя унаследовала блеск и могущество своей предшественницы, взяв под контроль довольно большую часть территорий. Восточная Римская империя получила название Византия.
Восстав, как феникс из пепла, Византия стала процветающим государством с сильной экономикой и богатой культурой. Правители Византии устремили свой взор на восточное Причерноморье, как и их предшественники. При Юстиниане I (527−565 гг.) началось активное строительство крепостей и укреплений, в особенности на территории современной Абхазии (Пицунда и Сухуми). Одним из направлений стала христианизация населения и возведение храмов.
К VII веку из-за ряда внешних и внутренних проблем Византия утратила политический и военный контроль над восточным побережьем Чёрного моря, однако их культурный вклад не мог быть забыт. Продолжались контакты населения с византийцами на почве религии и торговли.
Если интересно узнать больше про ответвление Великого шёлкового пути, пролегавшего через Кавказские годы, посмотрите достопримечательность сложного маршрута Ахштырский храм.
Впервые руины храма были обнаружены на рубеже XIX-XX веков, в дальнейшем описаны несколькими научными экспедициями в 1950-1960-ые годы. Однако эти исследования ограничивались визуальным осмотром остатков храма без более детального их изучения.
Первые археологические раскопки, сопровождавшиеся уточнением датировок строительства храма, анализом строительного материала и поиском архивных материалов о назначении постройки, были проведены Лооской (от названия посёлка – Лоо) археологической экспедицией Уральского государственного университета на протяжении пяти лет, с 1987 по 1991 годы. Экспедицию возглавляла историк и археолог Бронислава Борисовна Овчинникова.
К началу научных исследований остатки храма были уже неоднократно перекопаны и подверглись частичному разрушению, так как местные жители использовали камень с памятника для строительства.
Тем не менее, на территории храма было сделано немало археологических находок, свидетельствующих о многовековой религиозной деятельности, а также несколько очень древних захоронений, относящихся к XIII-XIV веку.
Несколько слов о том, откуда мы знаем об этом храме

Усадьба И.А. Кошмана (музей чая)

Вопрос:
Напишите последние 2 цифры серийного номера арифмометра марки Феликс, расположенного в доме Кошмана, начинающегося на К1...
Объект № 5
время работы:
10:00 – 18:00
Стоимость:
Полный билет – 100 руб.
Адрес:
г. Сочи, ул. Кошмана, д. 29

Долгие годы сочинский чай являлся самым северным чаем в мире. Мало кто верил, что в Сочи возможно произрастание чая, но… упорство и труд сделали невозможное.

Дотроньтесь до чайных кустов и узнайте историю чаеводства в Сочи

По пути к музею чая на автомобильной дороге (в 5 км. от усадьбы Кошмана) располагается смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на горы. Можно остановиться и сделать красивые фотографии.

Ориентир — большая зелёная вывеска «Солохаул». Кстати, эта вывеска относится к зиплайну — месту, где вы можете приобрести билет и съехать по канату вниз над пропастью.

Фотолокация!

Всего 1,5 км. (20 минут пешего маршрута) отделяют музей чая от Святого источника великомученика Пантелеимона Целителя рядом с монастырём «Крестовая пустынь»

рядом достопримечательность!

Источник

Вход

От автомобильной дороги, ведущей к музею чая, отходит ответвление, по которому можно доехать до «Тила парка». Съезд расположен как раз у фотолокации и вывески «Солохаул» (см. пиктограмму «Фотолокация!»)

"Тила парк" - это природный парк, где можно погулять по горам, сделать красивые фотографии, покататься на квадроциклах. Вход в парк платный.

развлечение!

Заезд в «Тила парк»

Большое чаепитие Льва Николаевича Толстого с родными и знакомыми, среди гостей — художник Николай Ге. В центре стола — самовар.
Статус: объект культурного наследия регионального значения
Построен: 1901 год

Солохаул – это село, которое располагается в Лазаревском районе Сочи, на берегу реки Шахе. Здесь произрастает один из самых северных чаёв в мире – Краснодарский. Отсюда берут начало (или заканчиваются) туристические тропы в горы. Знакомство с Солохаулом и посещение музея чая можно совместить с остановками на смотровых площадках, откуда открываются великолепные виды, и осмотром монастыря «Крестовая пустынь», рядом с которым берет начало целебный источник.
об объекте
«Усадьба И.А. Кошмана (музей чая)»
Чайные плантации возле Батуми (1912 год)
Лау Джон Джау — китайский специалист по выращиванию чая, стоявший у истоков чайного дела в России
НА ЧАЙНЫХ ПЛАНТАЦИЯХ СОЧИ ПРОИЗРАСТАЕТ ЧАЙ «КРАСНОДАРСКИЙ», КОТОРЫЙ МОЖНО НАЙТИ В МАГАЗИНАХ ОТ МОСКВЫ ДО ВЛАДИВОСТОКА. ДОЛГОЕ ВРЕМЯ СОЧИНСКИЙ ЧАЙ ЯВЛЯЛСЯ САМЫМ СЕВЕРНЫМ В МИРЕ. В НАЧАЛЕ XX ВЕКА НЕ ВЕРИЛИ В ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫРАЩИВАНИЯ ЧАЯ В ТАКИХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ. ИУДА АНТОНОВИЧ КОШМАН (1838−1935) — АГРОНОМ И СЕЛЕКЦИОНЕР, ДОКАЗАЛ ОБРАТНОЕ, ПОЛОЖИВ НАЧАЛО РАЗВЕДЕНИЮ ЧАЯ В СОЧИ
Несмотря на такой традиционный атрибут любой крестьянской, да и помещичьей семьи, как самовар, ставший одним из национальных символов России, чай не является исконно русским растением. В России узнали о чае не раньше XVII века, когда в 1638 году он был доставлен царю Михаилу Фёдоровичу Романову от правителя монгольского государства в качестве подарка. Ближе к концу XVII века был заключён договор о регулярных поставках чая из Китая, после чего Китай стал основным поставщиком чайных листьев на несколько столетий. Причём больше ценился тот чай, который доставлялся по суше через Монголию, так как влага и сырость от корабельных трюмов ухудшала вкусовые качества напитка.
Первоначально чай воспринимался как лечебный напиток. Инструкция по его приготовлению приводилась во многих медицинских трактатах.
К началу XIXвека чай пили все сословия. Было отмечено, что в тех районах, где росло потребление чая, падало потребление крепких спиртных напитков.
Дворянство могло позволить себе высшие сорта китайского чая, дорогие и редкие. Купечество предпочитало не столь дорогие, но дающие тёмный настой чаи, которые пили в большом количестве, заваривая слабее, чем в дворянской среде. Простой народ пил наиболее дешёвый и низкосортный чай, часто после первого использования заваривал его повторно.
Первая в России «Чайная» открылась в 1882 году в Санкт-Петербурге по личному одобрению императора Александра II.
Пора пить чай!
Вплоть до самого конца XIXвека в России чай не выращивали. Совсем.
Разговоры об этом, конечно, были и отдельные попытки тоже. Например, в 1817 году в Никитском ботаническом саду в Крыму был выращен один чайный куст. Ботаник и исследователь флоры Китая П. Е. Кирилов в середине XIXвека привёз в Россию семена и в домашних условиях вырастил чайный куст как доказательство возможности разведения чая в нашей стране.
В 1893 году Константин Семёнович Попов, наследник семейного чайного бизнеса, решает всерьез подойти к проблеме разведения чая в России. Он покупает несколько участков земли вблизи Батуми, закупает рассаду чайного куста и приглашает из Китая специалиста по разведению чая Лау Джон Джау (впоследствии китаец был награжден Орденом Трудового Красного Знамени). В 1896 году был получен первый отечественный чай.
Попытки выращивания чая в России
В 1878 году известный агроном Рихард фон Гарбе предпринял попытку вырастить чай в Сочи, но потерпел неудачу. Князья Трубецкие в Дагомысе и семья Стрешковичей в Туапсе также не добились успеха. В конечном счёте, ботаниками был вынесен вердикт – севернее Батуми и Сухуми чай расти не может.
В конце XIXвека на первые грузинские плантации чая под Батуми устроился работать Иуда Кошман вместе с женой Матрёной.

Физически крепкий, трудолюбивый, он работал на чайных плантациях не покладая рук. Десятник Никитович уважал за это Кошмана и однажды даже пригласил его к себе домой на чашку чая. С тех пор между Никитовичем и Кошманом завязались дружеские отношения. На одной из встреч зашел разговор о чае. Десятник прочитал Кошману высказывания ученых о промышленном чаеводстве в России. Даже самые смелые из них утверждали, будто дальше Чаквы чайный куст расти не сможет. — Не согласен, – ответил на это Кошман. – За три года работы на плантации сердцем чую – будет расти чай и в Сочи, и в Туапсе, а может, и в Анапе»

И.Л. Зайцев «Русский чай», газета  «Черноморская здравница» 1974 года
«Чую сердцем, смогу вырастить чай и в Сочи, и в Туапсе…»
Воспользовавшись программой переселения, согласно которой каждый переселенец получал небольшой надел земли и ссуду, 62-летний Иуда Антонович Кошман вместе с женой Матрёной переселяется в горное поселение Солохаул (ныне — Лазаревский район города Сочи), забрав с чайных плантаций немного семян чая. Он расчищает полгектара земли от леса, строит дом и в 1901 году пересаживает из горшков 800 кустов чая в землю. Соседи посчитали Иуду Антоновича большим чудаком.
На самом деле, Кошман и правда сильно рисковал, ведь зимой морозы могут достигать -20°С (Солохаул — селение в горах), и чайные ростки могли просто погибнуть. Зима 1901 года оказалась очень снежной, под снегом сохранялась температура около 0 °C. Весной кусты чая быстро сменили обмерзшие листики на новые — первая зимовка прошла успешно. Следующие 3 года прошли в неустанных заботах о посадках, и в 1904 г. Иуда Антонович собрал первый урожай чая.
В 1906 г. на Покровской ярмарке в Адлере Кошман впервые представляет свой чай. Он назвал его «Бодрость». В среднем, со своей плантации Кошман ручным способом получал 50 килограммов чая, а продавал его по 1 рублю за фунт. Местные жители по достоинству оценили терпкий вкус и аромат солохаульского чая.
Иуда Антонович Кошман и его чай
Чаквинская чайная фабрика (та самая, что недалеко от Батуми) посчитала, что чай Кошмана представляет угрозу их бизнесу. Неоднократно Иуда Антоновича избивали на улицах, требуя прекратить начатое им дело. Однажды полиция (разумеется, действовавшая в интересах конкурентов) арестовала сочинского чаевода по обвинению в фальсификации чая. Жене, Матрёне Ивановне, пришлось отдать все сэкономленные деньги, чтобы мужа выпустили под залог.
Несмотря на препятствия, плантация Кошмана пережила и революцию 1917 года, и Гражданскую войну.
В 1923 году на первой сельскохозяйственной выставке Советского Союза, прошедшей в Москве, Кошман получает медаль «За самый северный в мире чай».
Проблемы и трудности
А чай-то…ненастоящий!
В конце 70-х годов XIX века общей проблемой для всех русских торговых домов стала подделка чая китайскими продавцами. Они разбавляли чайные листья травой, иногда даже землей и песком, чтобы увеличить тяжесть ящиков. Сфабрикованный таким образом чай приходил в Россию гнилой, оборачиваясь большими убытками для русских купцов.

Волконский дольмен (Волконское ущелье)

Вопрос:
Какое количество скамеек изображено на карте рекреационного объекта «Волконское ущелье»?
Объект № 6
время работы:
Высокий сезон (июнь — август): с 09:00 до 19:00.
Низкий сезон (декабрь — февраль): с 09:00 до 16:00. Межсезонье: с 09:00 до 18:00.
Стоимость:
Полный билет: 300 руб.
Дети до 18 лет – 150 руб.
Адрес:
г. Сочи, с. Волконка

Единственный в своём роде монолитный дольмен, построенный около 5 000 лет назад. Прикоснитесь к древнейшей истории человечества, а также попробуйте воды из сероводородного источника

Возраст дольмена: ~ 5 000 лет

Волконское ущелье, расположенное на территории Сочинского национального парка, представляет собой наглядную иллюстрацию сразу нескольких природно-культурных особенностей города Сочи: дольмен уникального типа, сероводородный источник, скальные и древесные породы Кавказа.
Ущелье расположено в селе Волконка Лазаревского района города Сочи в нескольких километрах от административного центра района – посёлка Лазаревское.
об объекте
«Волконский дольмен (Волконское ущелье)»
Дольмен в Норвегии (под слоем земли)
Дольмен во Франции
Дольмен в Ирландии
ВОЛКОНСКИЙ ДОЛЬМЕН — ЕДИНСТВЕННЫЙ НА ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ СОХРАНИВШИЙСЯ ДОЛЬМЕН-МОНОЛИТ, ТО ЕСТЬ ДОЛЬМЕН, ВЫРУБЛЕННЫЙ В КАМНЕ, А НЕ СОСТАВЛЕННЫЙ ИЗ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ. В РОССИИ ДОЛЬМЕНЫ МОЖНО УВИДЕТЬ ТОЛЬКО В РАЙОНЕ КАВКАЗСКИЙ ГОР. ПО ПОСЛЕДНИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ, ДОЛЬМЕНЫ — ЭТО ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Дольмены уже давным-давно стали точками притяжения для эзотериков и оккультистов, верящих в то, что это «места силы». Сторонники такого взгляда на мир проводят там обряды и медитации, а на полках книжных магазинов можно найти руководства для «магов» по правильному «взаимодействию» с дольменами.
Причиной такой популярности дольменов у эзотериков стал тот факт, что наука долгое время не могла дать точного ответа на вопрос: для чего их строили? А кроме того, в отличие от многих памятников древности, они полностью открыты и доступны для контактов: их можно потрогать и даже залезть внутрь!
Оставим за всеми желающими право наделять дольмены сверхъестественным предназначением, однако давайте посмотрим, какие ответы даёт нам наука.
Разные точки зрения
Существовало множество теорий, зачем строились дольмены: от разумных до абсурдных. Например, предполагалось, что в дольменах плавился металл (как в металлургической печи). Или, быть может, там прятали детей от диких зверей. Не будем перечислять все предположения.
Современная наука получила достаточно доказательств того, что дольмены — это именно культовые сооружения. Культовые — значит религиозные. Вероятнее всего, одной из функций у них была погребальная, так как во многих дольменах были обнаружены человеческие захоронения.

«Это намоленные места, куда долгое время древние люди приходили общаться с богами»

Игорь Огай, руководитель регионального отделения Русского географического общества

Предназначение дольменов
Волконский дольмен — единственный сохранившийся достроенный монолит. То есть он собран не из разрозненных камней, а выдолблен в одном куске огромного камня. Камень, послуживший основой, имеет длину 7 метров и высоту 6 метров. Дольмен располагается в верхней части камня.
Перед входом в дольмен вырублена ровная площадка на высоте 4 метров. Внутри дольмена расположена камера размерами 2 метра в длину и 1,5 метра в ширину.
Сероводородный источник
Состав воды источника
Волконский дольмен
Если пройти от дольмена дальше, то можно увидеть сероводородный источник. Обязательно возьмите с собой стаканы или бутылки для того, чтобы набрать воды. Набирать воду можно совершенно бесплатно.
Однако будьте осторожны! Это вода не подходит для употребления в больших количествах, а также может быть недопустима к употреблению при определённых заболеваниях.
Далее по ущелью – сероводородный источник
Проход между двумя скалами
Если вы решите пройти ещё дальше по обустроенной дороге (примерно 15 минут пешком) то выйдете к урочищу «Два брата». Пусть вас не пугает слово «урочище». Оно означает лишь некое место, которое особенно выделяется в данной местности.
«Два брата» это две скалы, образующие проход между собой.
В конце ущелья – урочище «Два брата»
Что вообще такое дольмен?
Слово «дольмен» происходит из кельтского языка (конкретнее — бретонского, район Бретань расположен во Франции), где стоящая на опорах каменная плита называлась «taol men» (прочтите и чётко услышите созвучие) - «каменный стол».
Разумеется, дольмен — это не уникальное сооружение Кавказа. Их различные виды присутствуют в разных уголках мира. Однако общая характеристика (суть) дольмена едина: это конструкция, в которой один камень поставлен на другие.
Часто при описании дольменов их называют «мегалитическими сооружениями» или просто «мегалитами». Мегалиты — это сооружения из нескольких больших камней. Например, известный Стоунхендж в Великобритании — яркий пример мегалита.

квест-маршрута? Тогда вводи код!

Ты ответил (а) на все вопросы

Made on
Tilda